Зеленая архитектура при возведении городских зданий и сооружений

Содержание

Зеленая архитектура города

Зеленая архитектура при возведении городских зданий и сооружений

Озеленение городов – одна из насущных проблем нашего времени. Зеленый цвет является символом надежды. Но надежды и призывов сегодня мало. Нужны дела.

Примером для подобных дел могут служить различные проекты, которые реализуются в России и в европейских странах и призваны помочь городским муниципальным службам, директорам предприятий, архитекторам и ландшафтным дизайнерам воплотить в жизнь свои озеленительные инициативы. Ведь хороший пример – это лучший аргумент.

Обстановка современного города – однообразные высотные дома, улицы, заполненные движущимися машинами и спешащими людьми, – не способствует душевному комфорту его обитателей.

Крупные города превратились к середине ХХ века в «каменные джунгли», агрессивные и враждебные по отношению к человеку. Во всём мире уже давно пришли к выводу о необходимости гармонизации городского пространства.

Цветы на улицах европейских мегаполисов стали повсеместным и обыденным явлением, но от этого они ничуть не меньше поднимают настроение.

Слишком плотно стоящие дома и заасфальтированные улицы зачастую не оставляют места для разбивки цветников. И здесь на помощь приходит вертикальное озеленение.

Подвесные цветочные контейнеры, балконные ящики для растений, напольные чаши причудливых форм становятся сегодня непременной атрибутикой многих городских улиц.

Они позволяют сэкономить пространство и сделать маленьким цветущим оазисом почти любой уголок города.

Варианты «оживления» фасада

Но такими традиционными мерами вертикальное озеленение европейских городов не ограничивается. Фасад, густо оплетённый лианами, перестал быть исключительной принадлежностью загородной виллы.

Французские, немецкие, швейцарские архитекторы, работающие в этом направлении, ещё в 80-е годы ХХ века создали образцы сочетания архитектуры и растительности, а в наше время эта практика, зеленая архитектура, получила широкое распространение.

В офисном здании в Сантьяго (Чили), построенном Энрике Брауном и Борей Уйдобро, лианы, поднимающиеся по решётчатым конструкциям фасада, играют роль своеобразных жалюзи, защищающих внутренние помещения от солнца.

Швейцарские архитекторы группы «Ателье 5» продемонстрировали возможность синтеза холодной модернистской архитектуры в духе Ле Корбюзье с вьющимися растениями.

Стебли партеноциссуса, покрывшие весь фасад двухэтажного загородного дома, смягчили контраст между железобетонными конструкциями и окружающим пейзажем.

Американский архитектор Анджела Данадьева превратила атриум недавно построенного торгового центра в Сиэтле в настоящие висячие, точнее, террасные сады, где можно найти даже маленький водопад. В результате этот сад стал излюбленным местом встреч для жителей города.

В Берлине во время реконструкции одного из городских кварталов архитекторы группы STERN активно использовали в оформлении фасадов лазающие и вьющиеся растения.

В результате здания приобрели более уютный вид и, опять же, сгладился контраст– на этот раз между старой и новой городской застройкой.

Антифункционализм

Рассказывая о «зелёной архитектуре», невозможно не упомянуть произведения Фриденрайха Хундертвассера – едва ли не самой яркой фигуры в архитектуре конца ХХ века.

Хундертвассер был убеждённым антифункционалистом – построенные им здания отрицают всё, что привнесли в современную архитектуру урбанизм и унификация. Дом, строившийся Хундертвассером в Вене с 1977 по 1986 год, стал его архитектурным манифестом.

Для нас же он интересен прежде всего тем, что на все плоские элементы здания– крыши, балконы, террасы – была насыпана земля и высажены деревья, кустарники, цветы и просто газонная трава.

В результате сооружение выглядит как лес, посреди которого расположились причудливые, сказочные постройки. Здания отеля в местечке Бад-Блюмау Хундертвассер оформил в виде «обитаемых холмов».

Дома выглядят как бы вырастающими из-под земли, не нарушая при этом её естественного растительного покрова.

Так работает принцип гармоничного союза человека с природой, который Хундертвассер проповедовал на словах и на деле.

«Зелёные крыши», пропагандировавшиеся Хундертвассером, как бы хороши и уютны они ни были сами по себе, относятся скорее к области горизонтального озеленения. Однако в последнее время архитекторы-авангардисты проводят опыты и по озеленению вертикальных поверхностей.

Так, английские архитекторы супруги Хизер Экройд и Дэн Харви начали свои опыты с того, что поместили семена растений на стену брошенной лачуги в средневековой горной деревушке Италии. В 2003 Харви и Экройд украсили травой интерьер заброшенной церкви Дильстон-Гроув в Бермондси (Лондон), через год – стены мавзолея XVIII века на городском кладбище Риги.

Затем, уже в Швеции, чета архитекторов представила на суд общественности плавающий газон.

Но самая масштабная их работа на сегодняшний день– озеленение стен театра Литтлтона в Лондоне. «Мы не раз шутили о том, чтобы вырастить целое здание», – говорит Харви. С лёгкой руки заместителя директора Лондонского Национального театра, отдавшей «на опыты» одно из подведомственных зданий, шутки стали реальностью.

Выделенная архитекторам площадь– северный и западный фасады – составила примерно 760 квадратных метров, и для того, чтобы покрыть её травой, художникам в составе команды Artsadmin из 22 человек пришлось проделать грязную и очень тяжёлую работу.

Они трудились на 10 ярусах строительных лесов (высота здания составляет около 30 метров), равномерно распределяя по бетону 2,5 тонны почвы слоем в 4–5 миллиметров, а затем вносили семена травы в ещё влажную землю: приблизительно два миллиарда семян – 25 мешков по 25 килограммов! «Каждое утро я просыпалась с единственной мыслью: лишь бы не было дождя», – признаётся Хизер Экройд, имея в виду, что первая гроза могла отправить результаты их кропотливой работы прямиком в Темзу.

Однако театр наконец-то зазеленел 10 мая этого года и останется таковым до 17 июня.

Хотя рабочие и будут периодически поливать «вертикальную лужайку» с крыши здания, трава, в конечном счёте, постепенно пожелтеет и отомрёт. Супруги говорят, что смотреть на увядание им всегда тяжело.

Но они надеются, что это заставит публику задуматься о глобальном потеплении, которое Экройд называет «эпической драмой, разворачивающейся на наших глазах».

«Вертикальные сады»

По другую сторону Ла-Манша живёт и работает французский ботаник и дизайнер Патрик Бланк, известный во всём мире как изобретатель «вертикальных садов». Обычно висячие сады представляют собой традиционные горизонтальные лотки, наполненные землёй и установленные на вертикальной раме друг над другом.

В «вертикальных садах» Бланка никаких лотков нет, и вся толщина установки, не считая самих побегов, не превышает нескольких сантиметров. А её вес, кстати, достаточно мал и не создаёт нагрузок на стены строения.

Так, один квадратный метр «вертикального сада», включая уже взрослые растения, составляет всего 30 килограммов.

Здесь предусмотрена целая система крепления растений, разнообразие которых почти ничем не ограничено (хотя, конечно, деревья таким образом не посадишь).

В основе такого сада лежит металлическая рама, закрепляемая на стене. К ней прикручивается каркас из пластика, удерживающий тонкие высокопористые полиамидные пластины, представляющие собой нечто вроде войлока.

В этом-то материале и пускают свои корни растения.

После монтажа конструкции производится посев семян. Так что «зелёную стену» нужно не только расположить на здании, но потом ещё и кропотливо вырастить. Зато, высаживая до 30 разных растений на каждом квадратном метре композиции, можно создавать удивительно рельефные вертикальные ландшафты, навевающие мысли о настоящих, а не каменных, джунглях.

Через сеть трубок, спрятанных позади пластика, к растениям поступает питательный раствор, содержащий минеральные элементы, необходимые для их роста. Полимерный войлок пропитывается этой смесью за счёт капиллярного эффекта. При этом стена здания, скрытая за таким украшением, не увлажняется – вода к ней не проходит и не наносит никаких повреждений.

Свою первую композицию Патрик Бланк создал в 1988 году, и с тех пор его творения украсили стены нескольких десятков зданий. Это отели, магазины, штаб-квартиры различных компаний… Причём «вертикальные сады» нашли применение как снаружи сооружений, так и изнутри. Их даже можно найти в нескольких частных домах.

Ну, а знание ботаники помогает создателю садов подбирать наиболее красивые композиции из растений, уживающихся друг с другом. Кстати, сама идея «вертикальных садов» возникла у учёного после исследований тропических лесов.

Самое недавнее творение Патрика Бланка украшает новый парижский музей Куай Бранли, в котором представлены предметы искусства народов Америки, Азии, Океании и Африки.

Он открылся лишь в июне 2006 года и сразу стал одной из достопримечательностей Парижа.

А на текущий год намечена реализация ещё нескольких проектов Бланка в Малайзии, Катаре, Бельгии, Вьетнаме, Корее, Австралии, США, Италии и, конечно же, во Франции.

К сожалению, России в этом списке пока нет. Может быть, ещё не поздно наверстать упущенное?

Максим Тимофеев

«Ландшафтные решения» № 2 (04), 2008 г.

:

  • Жить на работе
  • С чего начинается Родина

Источник: http://www.zs-z.ru/landshaft/gorodskoe-ozelenenie/zelenaya-arxitektura.html

зелёное строительство и зелёная архитектура

Зеленая архитектура при возведении городских зданий и сооружений

Зелёное строительство и зелёная архитектура или когда природа заодно с архитектурой. Архитектурные шедевры созданные усилиями природы и человека.

Человек постоянно удивляется ландшафтам, которые создает природа, они неповторимы, и без растений здесь не обходится.

Часто природа способна и без участия человека создать сооружения, которые достойны носить звание архитектурных шедевров, как например живой тоннель возле небольшого украинского поселка Клевань. Где лес сомкнулся над небольшой железнодорожное колеей.

Некоторые дизайнеры черпают свои идеи у природы, создавая аналогичные живые тоннели, как например творение Gilles Bruni и Marc Babarit.

Тем не менее, большинство людей при слове архитектура представляют себе здания, мосты и другие сооружения, которые никак нельзя назвать живым и растущим. Возводя различные конструкции человек, зачастую, использует мертвый строительный материал, но и это правило имеет свои многочисленные исключения.

СПРАВКА

В настоящее время под зелёным строительством (употребляют так же термины экостроительство, экологическое строительство, экодевелопмент) понимают вид строительства с минимальным воздействием на окружающую среду, включая все этапы от выбора участка, проектирования до эксплуатации, ремонта и сноса объекта. Так же зелёное строительство добивается повышения качества сооружений и комфортной внутренней среды объекта.

Зелёная архитектура в истории

Жители Великобритании и Ирландии столетиями создавали живые стены подрубая и сплетая стволы многочисленных деревьев и кустарников, заставляя их формировать плотную живую преграду. Такие изгороди служили десятилетиями, а время и опытная рука садовника делали их с годами только прочнее и гуще.

Сотни лет жители Индии и ряда тропических стран использовали растения для создания живых переправ через реки, специально пригибая стволы деревьев и сплетая корни. Считается, что такие мосты могут служить несколько столетий, а растущие корни все время только упрочняют конструкцию.

Но если присмотреться к этим сооружением с критической точки зрения становится очевидным, что роль человека тут не так уж велика. Он лишь слегка направлял природу, давая возможность растениям создавать сооружения, которые можно отыскать и в дикой природе, поэтому называть их живой архитектурой было бы не совсем правильно.

Современная зелёная архитектура

Существуют люди, которые пошли гораздо дальше, буквально приручив растения, создав с их помощью живые здания. Такие сооружения собрал в своей книге «Natural Architecture» Alessandro Rocca. Некоторые здания, описанные в книге, гармонично вписались в природные ландшафты и были созданы из живых растений, которые формировали и направляли.

Одним из самых простых сооружений можно назвать дом из ясеня созданный Давидом Нешем (David Nash).

Умело подрезая и изгибая стволы в нужном направлении, ему удалось направить рост деревьев так, чтобы сформировать купол. Возможно, такое сооружение нельзя назвать полноценным домом, но некоторое сходство все же угадывается.

Однако Патрик Доэрти (Patrick Dougherty) пошел гораздо дальше. Используя саженцы молодых деревьев, он начал создавать удивительные и даже монументальные инсталляции, которые по праву можно назвать домами. Прекрасным примером являются скульптуры «Жабий домик» (слева) и «За углом» (справа).

Особого внимания заслуживают также сооружения группы Sanfte Strukturen, под руководством архитектора Marcel Kalberer.

Их работы позволяют не просто любоваться конечным результатом, но и увидеть развитие сооружения, а значит оценить затраченное время и усилия.

Ведь для того чтобы получить «живые» здания необходимо терпение и время, которого так не хватает многим садоводам даже при банальной формировке плодовых деревьев.

https://www.youtube.com/watch?v=OLNdKXt1KEc

Чтобы создать сооружение названное «Auerworld Palace» это группе понадобился труд 300 волонтеров. Зато ни один дворец в мире не может похвастаться таким необычным строительным материалом, как живые ивы.

Это далеко не полный перечень скульпторов, которые используют живые растения, и архитектурных шедевров, которые создавались совместными усилиями природы и человека. задача таких скульптур вдохновлять на свои, пусть и не столь монументальные сооружения.

Если вас заинтересовали живые скульптуры, обязательно посмотрите статью посвященную арбоскуптуре

Источник: https://dacha5.ru/landshaftnyj-dizajn/kogda-priroda-zaodno-s-arhitekturoy.html

Зеленая архитектура: особенности, примеры и объекты

Зеленая архитектура при возведении городских зданий и сооружений

В последний десяток лет люди начали все больше заботиться об окружающей среде. Это привело к тому, что даже в области строительства появилась принципиально новая методика – зеленая органическая архитектура.

Пусть сейчас по всему миру примеров подобных домов относительно немного, однако сами по себе они напоминают некие диковинные фантазии, которые полностью следуют принципам экологичности. Жизнь в подобных домах позволяет городским жителям, которые столь сильно тоскуют по живой природе, хоть немного заполучить ее близко к себе.

В этой статье будет рассказано о том, что представляет собой зеленая архитектура не как одно из новых веяний моды, а как принципиально новое мышление людей, которые решили отказаться от эксплуатирования природы.

Экологический подход

При строительстве объектов зеленой архитектуры в первую очередь учитывается экологичность. Сам корень слова экология – «ойкос» в переводе с греческого означает дом.

Поэтому подобная методика строительства основывается на взаимосвязи жилища, дома и природы. Следующие данному веянию считают, что человек должен стремиться к естеству и природе.

Именно это и привело к тому, что в конце 20-го века начала развиваться инновационная архитектура.

История зеленой архитектуры началась относительно недавно, когда стало понятно, что темпы индустриализации в строительстве, которые только нарастали весь прошлый век, начали слишком сильно влиять на окружающую среду.

Люди начали пытаться создать жилище для себя, учитывая дополнительно еще несколько факторов – биосоциальных, природных и социально-психологических. Эти предпосылки привели к введению в архитектуру экологического подхода.

Как можно понять из названия, сама по себе зеленая архитектура строится на любви и уважении человека к природе, а потому построенные по подобным проектам здания должны оказывать минимальное воздействие на окружающую среду.

Однако на самом деле экологическая архитектура при помощи различных визуальных и материальных признаков стиля пытается передать эту любовь.

В итоге это привело к строительству оригинальных проектов, которые практически невозможно соотнести с иными стилями, поскольку в самих формах и линиях можно увидеть естественную природу.

На первый взгляд, такие здания могут показаться весьма странными и нелогичными, поскольку в них присутствуют интересные плавные линии.

Однако архитекторы спокойно объясняют это тем фактом, что природа весьма многогранна, а потому здесь можно творить все.

Но в одном эти постройки весьма схожи – они настолько идеально вписываются в окружающую среду, что кажется, будто они являются творениями природы.

Принципы строительства

На протяжении нескольких лет в органической архитектуре молодые специалисты проводили ряд экспериментов, многие из которых были весьма неудачными. Однако уже сейчас существует ряд принципов зеленой архитектуры, которыми должны руководствоваться при строительстве зданий. К ним относятся:

  1. Принцип сохранения энергии – сведение к минимуму необходимости расходовать тепловую энергию на обогрев или охлаждение.
  2. Принцип сокращения объемов нового строительства предполагает использование в новых постройках старые здания или материалы от них. Подобный принцип действовал на протяжении веков, особенно в период Средневековья, когда здания строили на века. Однако в середине 20-го века застройщики начали просто все сносить и строить на пустом месте, поскольку так было намного проще.
  3. Принцип сотрудничества с солнцем предлагает использование в здании солнечных батарей как способ накопления энергии для отопления. К тому же в зданиях, построенных в стиле зеленой архитектуры, практически все окна выходят на юг.
  4. Принцип уважения к обитателям – здание становится не просто местом для проживания, а владением, в котором каждый обитатель дома должен играть огромную роль в поддержании порядка.
  5. Принцип уважения к месту предусматривает взгляд восточной философии на природу – единение и слияние человека и его природного окружения. Природа должна перестать быть только ресурсом, использующимся на благо человечества.
  6. Принцип целостности выражает идеал эко-архитектуры. Он предусматривает подход к задаче строительства таким образом, чтобы можно было задействовать все вышеперечисленные принципы.

Одним из ярких примеров зеленой архитектуры является настоящий небоскреб в швейцарском городе Лозанне. Построенный Стефано Боэри, он опроверг весь скепсис людей в том факте, что невозможно возвести дом с вертикальным озеленением.

Оригинальная постройка миланского архитектора настолько потрясающа, что может вызвать только истинное восхищение. Он был достроен только в 2014 году и теперь радует жителей города, поднимаясь на высоту в 117 метров.

При этом в доме имеется более 100 деревьев и огромное количество иных зеленых насаждений.

Растительная башня в Нанте

Еще одним интересным зданием является Растительная башня, которая была создана французским архитектором Франсуа в стиле зеленой архитектуры. Он спроектировал в городе Нанте уникальное здание, которое засажено деревьями.

Они предназначены для украшения фасада здания, а для их комфортного роста деревья будут помещены в стальные трубки. Это обеспечит возможность людям вдоволь насладиться отдыхом в тени от потрясающих местных деревьев.

Основная башня, предназначенная для проживания людей, будет иметь 17 этажей, каждый из которых украшен балконами разного диаметра.

Экодом из бамбука

При строительстве в стиле зеленой архитектуры строительные материалы могут быть самыми разнообразными. Так в Китае начали появляться дома, изготовленные из бамбука.

Этот материал весьма прочный и гибкий, к тому же для охлаждения дома можно использовать грунтовые воды.

Для строительства используются простые модульные блоки, которые достаточно легко при помощи сухого способа крепления собрать в одну конструкцию. Это к тому же помогает защитить бамбук от искривления.

Зеленая школа в Испании

В испанском городе Ролдане существует уникальная и креативная школа, которая построена в стиле экологической архитектуры. Весь экстерьер школы покрыт экологическим газоном так, что кажется, будто здание попросту выросло из земли.

Подобный внешний вид, придуманный испанской архитектурной студией «Эстудио Хума», призван приобщить новую школу к природе и интегрировать ее в ландшафт. Школа отличается просторными классами, которые обставлены в молодежном демократическом стиле, так что ученики спокойно могут ощущать себя здесь, как на улице или дома.

Сам зеленый ковер, покрывающий здание, помимо декоративной функции, позволяет создать эффективный теплообмен между помещениями и обеспечить хороший микроклимат для учащихся.

Лесная спираль архитектора Хундертвассера

В немецком городе Дармштадте в 2000 году знаменитый австрийский архитектор Хундертвассер построил уникальный жилой комплекс, названный Лесной спиралью. Если смотреть на него сверху, то по своему внешнему виду здание напоминает улитку.

Плавные черты фасада, разукрашенные в разные цвета стены и разнообразные по форме окна придают зданию фантазийный вид. А некоторые окна к тому же имеют сюрприз – из них растут деревья.

Владельцы квартир обязаны постоянно ухаживать за ними, поскольку так прописано в договоре об аренде.

Всего в жилом комплексе имеется 105 квартир на 12 этажах и милый внутренний дворик с искусственным озером. На волнистой крыше здания также имеются свои насаждения из разнообразных деревьев и цветов.

Все это привело к тому, что Лесная спираль настолько идеально вписалась в ландшафт окружающей среды, ведь у дома попросту нет никаких прямых линий и острых углов. На данный момент комплекс считается одним из самых оригинальных архитектурных творений в Германии и привлекает к себе многочисленных туристов.

Оригинальная красота творения знаменитого дизайнера никого не может оставить равнодушным, поскольку в центре большого урбанистического города столь редко можно почувствовать единение с природой.

А если уже углубиться в сказку, то можно рассказать и об одном интересном доме, который был построен в Уэльсе фотографом Саймоном Дейле.

Он создал его самостоятельно всего за 4 месяца при минимальных затратах – всего у него ушло около 256 тысяч рублей.

Расположено сооружение на склоне холма из природных материалов, по внешнему виду оно напоминает дом хоббитов, описанных Толкиеном в своих книгах.

Зеленая архитектура в России

Сейчас по всему миру существуют уже тысячи примеров различных экологических зданий, однако в Россию подобное веяние еще пока не пришло. И может быть, так и не придет, особенно в ее северную часть из-за сурового климата.

Сегодня можно привести только один пример зеленой органической архитектуры в России, который был полностью сертифицирован. Однако это здание не является жилым помещением, а всего лишь заводом подшипников в Твери.

Впрочем, сейчас власти пытаются сертифицировать еще несколько подобных зданий – олимпийские объекты в Сочи, здания в Сколкове и Barkly Park.

Barkli Park в Москве

В Москве имеется жилой комплекс, располагающийся на улице Советской Армии, который может претендовать на звание зеленого дома. Это элитное жилье в Мещанском районе представляет собой две жилые башни, спроектированные архитектурной мастерской «Атриум» и французским архитектором Филиппом Старком.

Строительство было проведено с учетом всех принципов строительства – рациональным использованием ресурсов, минимизацией вреда для природы и многих других. Всего здесь 134 квартиры, причем на каждом этаже есть озелененные участки на балконах, кровле и террасах.

В каждой квартире имеется система «Умный дом», которая позволяет управлять техникой в квартире на расстоянии.

Заключение

В последние годы люди стараются все чаще взаимодействовать с природой, а не уничтожать ее бессмысленно. На этом фоне вполне понятно, почему именно начала развиваться система зеленой архитектуры.

К сожалению, в России она пока не приобрела популярности, поскольку по всей стране имеется всего один жилой комплекс, который подходит под данные стандарты, однако квартиры в нем весьма дорогостоящие – от полутора миллионов долларов, что попросту недоступно для обычных граждан.

А дальнейшего развития данных тенденций в строительстве особо не предполагается в нашей стране.

Источник: https://FB.ru/article/447425/zelenaya-arhitektura-osobennosti-primeryi-i-obyektyi

Органическая архитектура: особенности, примеры, описания

Зеленая архитектура при возведении городских зданий и сооружений

Органическая архитектура, как концептуальный подход, в последней половине двадцатого века обрела огромную популярность, благодаря использованию новых технологий и материалов. Современные органические здания стремятся к естественности во всём: в форме, материалах, интерьерах и экстерьерах. Надо отметить, что это направление собирает под свою крышу разные названия:

  • экологическая архитектура,
  • зелёная архитектура,
  • био тек или бионика (если форма напоминает природную),
  • эко-модерн.

В настоящее время принимаются и поощряются более креативные и свободные формы строений.

Органическая архитектура: особенности

Данное направление стремится создавать гармонию деятельности человека с окружающей средой,

  • максимально бережным отношением к природе,
  • реализуя конструктивные особенности природных форм в зданиях,
  • оформляя экстерьеры и интерьеры, продолжающие ландшафтные виды,
  • уважая натуральные материалы.

Современные органические здания никогда не являются линейными или жестко геометрическими, например, как Арт-деко. Вместо этого, они имеют линии и формы, имитирующие естественность.

Это может быть шпиль в форме вытянутого листка дерева, расширяющиеся или сужающиеся спирали и тому подобное.

Примером могут быть башни собора Святого Семейства, являющиеся увеличенной ракушкой морского  побережья Каталонии (Испания).

Истоки органического стиля

Термин «органическая архитектура» был использован первый раз американским архитектором Фрэнком Ллойдом Райтом (1867-1959) для описания своего экологически интегрированного подхода к дизайну. Его философия выросла из идей наставника Луи Салливана, учившего, что «форма следует за функцией», в противовес рационализму, основанному на логике модульности.

Дом над водопадом или Резиденция Кауфман. Архитектор Ф.Л.Райт, 1935

Ф. Л. Райт: дом над водопадом

Резиденция Кауфман, другое распространённое название этого дома, построена для семьи Кауфман и возвышается прямо над ручьем в месте, где формируется водопад. Райт использует местный камень, как для экстерьеров, так и для интерьеров, оставляя многие из них в сыром, необработанном виде.

В некоторых местах видно, что пол — это часть живой скалы, на которой стоит дом. Таким образом, Райт реализует свою архитектурную идею слияния человеческого вмешательства с природной средой.

Принципы органической архитектуры в доме Над Водопадом в оформлении зоны камина и фонтана. Пенсильвания, США.

Центром здания является камин. Обширные интерьеры открытых пространств продолжаются пейзажами через огромные окна, чередуясь с подвесными террасами, расположенными асимметрично.

Музей Соломона Гугенхайма в Нью-Йорке

Пример органической архитектуры 20 века: Guggenheim Museum, New York City.  Архитектрор Ф.Л.

Райт

Так же, как Резиденция Кауфмана полностью согласована архитектором с природой, так музей Гуггенхайма в Нью-Йорке устанавливает непосредственную связь природы с городом.

Расположенный в самом сердце сити, он представляет из себя одну из весьма заметных выставочных площадок современного искусства в мире.

Его внешний объём гармонирует с внутренним, предлагая идею большой скульптуры: выставочная площадка состоит из длинного непрерывного спирального пути, который расширяется снизу вверх.

Спиралевидный объём здания внутри музея Соломона Гугенхайма в Нью-Йорке

Являясь часто встречающейся формой в природе, спираль дает жизнь вихрям воды и воздуха, присутствует во многих видах растений и раковинах.

Таким образом, несмотря на то, что строение находится в городском пространстве, по своей форме оно взывает к формированию природного принципа.

Органическая архитектура в Сингапуре: деревянные корзины

Проект сингапурского технологического университета в Наньяне был разработан студией Томаса Хезервика. Архитекторы отвергли старую концепцию учебного центра, как бесконечного полупустого коридора без естественного дневного света. И предложили совершенно новое решение. Хаб состоит из взаимосвязанных между собой башен, которые окружают атриум, наполняя его светом.

Несмотря на то, что отделка башен сделана из обычного бетона, конструкция производит эффект деревянных корзин, сложенных друг на друга.

Их форма органична и в здании почти нет прямых линий, что делает его более похожим на природную конструкцию, нежели на построенную человеком.

Nanyang UniversityПример органической архитектуры в Сингапуре

Дом-слизняк — органическая архитектура Р. Пиано

Произведение архитектора Ренцо Пиано является ещё одним отличным примером органической архитектуры.

Странное «органическое существо», напоминающее слизняка, едва выглядывает, плавно поднимаясь над традиционным фасадом 19 века.

Строение спрятано в небольшое пространство, образуемое задними дворами, благодаря чему гармонично вписывается в городской пейзаж и не нарушает внешнюю гармонию улицы.

Своеобразный дизайн здания соблюдает все необходимые строительные нормы и улучшает доступ соседей к естественному свету.

The Fondation Pathé, ParisОрганическая архитектура Ренцо Пиано

«Оазис в пустыне» Катара А.Исозаки

Катарский национальный конференц-центр (QNCC) был спроектирован известным японским архитектором Арата Исозаки (Arata Isozaki). Эффектная архитектура центра и ультрасовременный дизайн идеально подходят для проведения местных, региональных и международных мероприятий.

Qatar National Convention Centre, Doha Ссылка

Сооружение представляет собой впечатляющее строение с гигантскими стальными колоннами, которые напоминают стволы деревьев. Стальные деревья на фоне стеклянного фасада служат опорой для крыши и создают органичный вид портика, через который посетители проходят в здание.

Более того, оно символично и показывает связь конференц-центра со священным в Исламе деревом Сидрат аль-Мунтаха, являющееся символом знаний.

Архитектор Арата Исозаки. Конференц-центр в Катаре. Пример органической архитектуры Ссылка

Будучи крупнейшим выставочным центром на Ближнем Востоке, вмещающий до 7000 человек в трех основных залах, центр представляет собой «оазис в пустыне» для поэтов и ученых, которые собираются под его ветвями, чтобы поделиться знаниями.

Органическая архитектура в Японии: пример виллы Shell

Вилла Shell, Karuizawa, Japan. Арх. Kotaro Ide / ARTechnic architects, 2008 Ссылка

Эта загородная вилла для отдыха в Каруизаве чем-то похожа на резиденцию Кауфман Фрэнка Ллойда Райта. Жилище идеально вписывается в естественную среду и отражает природу своим дизайном. Конфигурация дома, отдалённо напоминающая раковину, находится среди леса. Трудно определить, какая именно это форма.

Она явно отличается от пещер и скал, созданных природой. Внутри можно найти полы, стены и комнаты. Дизайн похож на заброшенный космический корабль, заросший деревьями, который местные жители обустроили себе под жилье.

Вилла Shell, Karuizawa, Japan. Арх. Kotaro Ide / ARTechnic architects, 2008 Ссылка

По словам архитекторов ARTechnic — быть на одной волне с природой заключается не в том, чтобы во всем ей подчиняться, а в слаженном существовании с ней.

Здание должно гармонично вписываться в природный ландшафт и, одновременно, быть хорошим убежищем.

Например, использование бетона и подъемная конструкция помогают защитить виллу от влажности, которая съедает традиционные дома, построенные в этой местности.

Вилла Shell, Karuizawa, Japan. Арх. Kotaro Ide / ARTechnic architects, 2008 Ссылка

Загородная вилла разработана с идей, что если дом защищен от негативных природных влияний и обеспечивает комфорт, то человек будет возвращаться туда снова и снова, таким образом, выстраивая отношения с природой.

Вилла Shell, Karuizawa, Japan. Арх. Kotaro Ide / ARTechnic architects, 2008 Ссылка

Храм-лотос в Индии

Глобализация приведшая к расширению городов оторвала человека от природы. Чтобы заполнить эту духовную и эстетическую пустоту, человек стал взывать к формам, вдохновленным природой.

Гигантский цветок лотоса спроектирован иранско-канадским архитектором Фарибором Сахбой (Fariborz Sahba) и является Домом Поклонения Бахаи.

Lotus Temple, New Delhi, India 1986 Ссылка

По словам архитектора, цветок лотоса, представленный формой здания, отображает идею о том, что «из темных вод нашей коллективной истории невежества и насилия человечество встанет, чтобы вступить в новую эпоху мира и всеобщего братства».

В соответствии с архитектурными принципами, изложенными Абдул-Баха, сыном основателя религии, здание представляет собой девятигранную круговую форму, состоящую из 27 свободно стоящих мраморных «лепестков», расположенных в трех кластерах.

Офис-блин в Англии

Здание Уиллиса в Ипсвиче, Англия, является одним из самых ранних зданий, спроектированных Норманном Фостером и Венди Чизманом после создания ими Foster Associates. Построенное между 1970 и 1975 годами для страховой фирмы, даже по сегодняшним меркам оно является ярким примером органической архитектуры.

Willis Faber and Dumas Headquarters, Ipswich, United Kingdom
1970-75 Ссылка

Несмотря на то, что постройка является офисной башней, здание вписывается гармонично в городской ландшафт, представляя собой всего лишь три этажа. Находясь между несколькими дорожными развязками, его обтекаемая форма максимально использует всю доступную площадь, не нарушая средневекового уличного плана.

Согласно информации на веб-сайте фирмы – оно «растекается до краев участка, как блин на сковородке».

Офис страховой фирмы вписан в средневековую планировку города и максимально использует отведённое пространство. Англия

Здание выполнено из бетонных столбов, которые служат поддержкой для бетонных плит, и одето в стеклянный занавес. Панели из темного копченого стекла становятся  почти полупрозрачными ночью. На крыше – ресторан с панорамным видом и сад.

Пример органической архитектуры — небоскрёб-огурец

The Gherkin, London, 2001-4, арх. Норман Фостер Ссылка

Сооружение было построено в 2001—2004 годах по проекту знаменитого архитектора Нормана Фостера.  По существу оно является экологическим небоскребом.

Имея продолговатую конструкцию с закругленным концом, верхушка здания закрыта прозрачным линзообразным куполом, который служит смотровой площадкой. Снаружи равномерно покрыто стеклянными панелями и закруглено по углам, не позволяя ветровым потокам стекать вниз.

Лондонцы называют его Геркин (The Gherkin), что в переводе с английского — соленый огурец, за его органическую форму и зеленоватый оттенок стекла.

Фостер выступал за разработку более экономичных, эффективных и экологически благоприятных форм в архитектуре. Согласно его принципам, прямолинейные здания нельзя рассматривать как идеальные, если они работают против динамики тепла, звука и света.

Дизайн дома Геркин, действительно, очень функционален и практичен с точки зрения экономии энергии — использует естественную вентиляцию, энергию солнца и дневное освещение.  Таким образом, несмотря на высоту в 180 метров, здание потребляет вдвое меньше электроэнергии, чем другие постройки такого типа и признано «манифестом Бионики».

Небоскрёб-огурец. 30 St Mary Axe, London, Арх. Норман Фостер, 2001—2004 Ссылка

Органическая архитектура выражает «зелёный» стиль жизни, бережно относится к ресурсам природы и формирует единое пространство жизни и деятельности человека в ладу с природой.

Забирайте статью себе на стену в социальных сетях, чтобы не потерять. Или добавляйте в закладки.Оцените, выбрав нужное количество звёзд ниже.

Источник: https://arhi1.ru/ob-arhitekture/arhstili/organic

Зеленая архитектура

Зеленая архитектура при возведении городских зданий и сооружений

Интерес к мировому тренду «зеленая архитектура» растет в геометрической прогрессии, в том числе и в России. Следует признать, что интерес в нашей стране больше теоретический.

Вместе с интересом к данному направлению в архитектуре, официально оформленному в 2002 году образованием «Всемирного совета по экологическому строительству», мы получили и множество вопросов.

В определенных странах экономия энергоресурсов, сокращение выбросов превратились в национальную гонку.

В этой гонке, призванной защитить природу, применяется, часто, такое количество новейших материалов, оборудования, что польза для природы сомнительна.

Замечание 1

Основная претензия к «зеленому строительству» заключается в том, что сам человек, ради спасения которого все это затеяно, отошел фактически на второй план, и уступил место расчетам выбросов и энергозатрат в интересах производителей экологического оборудования.

Действительно, между архитектурой и природой существуют совершенно объективные противоречия. Практически любое строительство является нежелательным для естественной среды и для экологии.

Это обусловлено тем, что процесс производства стройматериалов и процесс непосредственного строительства связаны с использованием не возобновляемых природных ресурсов, расходованием энергии, загрязнением среды.

Также ресурсы используются при эксплуатации зданий, что приводит к загрязнению среды. Огромный ущерб наносит и утилизация зданий, сооружений.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Существует и еще одна часть проблемы, ведь при возведении зданий, сооружений у биосферы отнимается самый большой и ценный ресурс естественной среды – пространство. Этого невозможно избежать, так как человек может выжить, только преобразовав естественную среду под свои потребности, создав искусственную среду жизнедеятельности – архитектуру.

Экология призвана защищать природу от человека, а архитектура защищать человека от природы.

Идейно «зеленое строительство» основывается на вере в возможности технологии и техники решить все проблемы, даже глобальные экологические. Данная идеология опирается на методы современного инженерного анализа, который все делит на отдельные элементы, которые можно измерить, оценить, посчитать.

Рисунок 1. Зеленая архитектура. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Поэтому именно архитектурное искусство может обеспечить баланс между природой и человеком. «Зеленая архитектура» пока не сформировалась и не обрела собственный инструментарий.

Необходимо сформулировать специфические только для архитектуры принципы мирного сосуществования людей с природой.

Архитектура методами искусства имеет возможность разрешить противоречия, без помещения человека в герметичную бетонную капсулу, ничего не потребляющую и ничего не выделяющую во внешнюю среду.

Путь зеленой архитектуры заключается в объединении человека и природы, в интеграции и синтезе. При этом природа входит в архитектуру, а архитектура сливается с природой в одно целое.

Даже в вопросах выброса углекислого газа у человечества зеленая архитектура имеет альтернативу технократическому подходу. Заключается она в:

  • увеличении количества растений, поглощающих углекислоту,
  • регенерация вырубаемых лесов,
  • зеленые насаждения в городах.

Живая архитектурная практика, еще до появления стандартов «зеленого строительства» сформировала много приемов и принципов, которые реализуют идею интеграции природы и архитектуры. Одним из главных принципов, является принцип регенерации, то есть возвращения живой природе пространства, которое отняла у неё архитектура, реализуемая в том числе и приемами озеленения кровель, фасадов.

Зеленые крыши

Висячие сады, которые известны со времен, создавались и на Руси. Еще в 17 веке в Московском Кремле устраивали «верхние сада», в которых по кирпичным сводам, по гидроизоляции из свинцовых листов на засыпанном слое земли, высаживали плодовые деревья.

Замечание 2

Практический интерес к садам на кровле появился только в семидесятые годы двадцатого века. Это связано с программой регенерации промышленных территорий в США и в Европе.

Городом с самыми зелеными крышами в Европе является Милан, но разглядеть это можно исключительно с крыши Миланского собора. Красивейший тропический парк был разбит на крыше в восьмидесятые годы у знаменитого Казино в Монте-Карло. Австрия, Япония, Германия, Израиль, Швеция, Канада постоянно соревнуются у кого лучше зеленая крыша.

Рисунок 2. Зеленая крыша. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Зеленые дома

Новый тренд в развитии зеленой архитектуры – это зеленые дома. Многоэтажный дом–холм сегодня превратился в целое направление. Заметной вехой здесь стал фантастический проект Хундертвассера, который был реализован после его смерти в Новой Зеландии. Следует отметить, что этот якобы новый прием ведет свою историю еще от пещерных городов.

Зеленая архитектура в России

В семидесятые годы двадцатого века Чернявским был создан проект комплекса зданий пансионата «Сосновая Роща» в городе Геленджик. В нем использовались приемы интеграции архитектуры и природы.

Предусматривалась в проекте озелененная эксплуатируемая крыша, на которую поднимается лифт, вертикальное озеленение фасадов.

Но из всего комплекса было построено только два корпуса вообще без озеленения.

Замечание 3

Первая экспериментальная крыша с озеленением появилась над гаражом в Москве на улице Наметкина в середине восьмидесятых годов.

В 1998 году архитекторы Асадов и Ларин создали проект фитнес-центра «Олимпик-Стар-Кунцево» расположенного в Москве. Пытаясь растворить здание в зелени местного парка, архитекторы предложили здание в виде холма с газоном на крыше. Данный проект получил много премий. Но заказчик не решился посадить траву на крыше, и вместо газона там постелили искусственное покрытие.

Архитекторы Местетская и Хазанов сумели в Мемориальном комплексе «Катынь» на кровле посадить настоящую траву. Проект получил премию правительства России.

Пример опыта применения зеленых кровель в России, реализованный в 2006 году в Москве административный центр у Живописного Моста на Карамышевской набережной. Идея была подняться парком на террасы, но до конца она так и не реализовалась, запроектированную посадку кустарников и деревьев на террасах заказчик не осуществил.

Источник: https://spravochnick.ru/arhitektura_i_stroitelstvo/zelenaya_arhitektura/

«Зеленые» здания: 3 способа уберечь природу с помощью архитектуры :: Статьи

Зеленая архитектура при возведении городских зданий и сооружений

Массовая урбанизация помогает решить одни проблемы, но тут же влечет за собой другие — в том числе плохую экологию и недостаток зелени в городах. На этом фоне возникает все больше интереса к архитектуре, которая существует в гармонии с природой и не вредит ей.

Под экологической архитектурой часто подразумевают нечто сложное и дорогое: считается, что для нее нужны специальные конструктивные решения, сложная система коммуникаций и т.д. Однако это лишь один из подходов, с помощью которых можно сделать здание более «зеленым». В этой статье мы рассмотрим три разных способа — в том числе тот, который не требует больших вложений.

1. Материалы

Это наиболее универсальный вариант — с его помощью можно улучшить экологичность здания без кардинальных изменений проекта. Для облицовки в данном случае подходят плиты Rockpanel из каменной ваты, которым присвоен экологический рейтинг А+ и А. Это значит, что они имеют сертификацию BRE и признаны лучшими в своей категории.

Высокие стандарты позволяют использовать эту облицовку в любых типах зданий, в том числе в учебных заведениях и школах — таких, как зеленая школа в Германии, школа-дерево в Нидерландах и школа-трилистник в Бельгии. Их облик мы подробно разбирали в статье «Как преобразить школу: три примера облицовки».

Еще один плюс — долговечность плит из каменной ваты. Они прослужат не менее 60 лет, после чего их можно отправить на вторичную переработку. Более того, около 50% сырья для облицовки Rockpanel состоит из переработанных материалов.

2. Зелень

«Зеленая реновация» от Vo Trong Nghia Architects

В проектах вьетнамца Во Тронг Нгиа не всегда понятно, что главнее — архитектура или природа. Его здания похожи на огромные цветочные горшки: растения занимают все возможное пространство, причем становятся не только украшением, но и функциональной частью дома.

В этом смысле одна из самых незаурядных работ архитектора — «зеленая реновация» ветхого жилого дома в центре Ханоя. Фасад целиком скрыт за стальными прутьями, которые оплетены растениями. Флора защищает от солнца, обеспечивает жильцам приватность и превращает здание в дом-дерево, которое одинаково приятно и для тех, кто в нем живет, и для случайных прохожих.

Все здания Во Тронг Нгиа преследуют одну цель: вернуть человека в мир природы. Эта особенность — часть идеологии бюро Vo Trong Nghia Architects, о которой мы писали в статье «Философия Во Тронг Нгиа. Какая архитектура получается у бюро, где все медитируют».

Bosco Verticale от Стефано Боэри

Другой известный автор «зеленой архитектуры» — итальянец Стефано Боэри, который прославился благодаря своим эко-небоскребам.

По его проекту в центре Милана построили жилой комплекс Bosco Verticale («Вертикальный лес» в переводе с итальянского). Это два небоскреба, которые сверху донизу окружены террасами.

На них высажены деревья, цветы и травы — всего при реализации использовано около тысячи видов растений.

Согласно концепции, с помощью Bosco Verticale в городе увеличится биологическое разнообразие: у насекомых, птиц и мелкой флоры появится больше места для обитания. Кроме того, зеленые насаждения поглощают углекислый газ и фильтруют мелкие частички пыли в воздухе.

3. Форма и структура здания

Сити-холл в Лондоне. Foster + Partners

Норман Фостер создает проекты с упором на энергоэффективность, что нередко отражается на их облике.

Странная форма Сити-холла, прозванного лондонцами «домом-яйцом», позволила сократить поверхность здания; за счет этого оно экономит больше энергии.

Другой пример — лондонская штаб-квартира Bloomberg, которая считается самым «зеленым» офисом в мире: благодаря большому количеству дневного света и естественной вентиляции он также расходует меньше электричества.

Лондонская штаб-квартира Bloomberg. Foster + Partners

Фостер старается привнести энергоэффективность не только в современную архитектуру.

При восстановлении Рейхстага в Берлине его бюро спроектировало большой стеклянный купол; он возвышается над историческим фасадом и состоит из 360 зеркальных панелей, которые регулируются отражателем.

В зависимости от времени суток зеркала поворачиваются так, чтобы в зал заседаний под куполом проникало больше естественного света.

Один из последних крупных проектов Нормана Фостера — штаб-квартира Apple, о которой мы писали в статье «Apple Park: 7 признаков чрезмерного перфекционизма в архитектуре».

Купол Рейхстага стал самостоятельным пространством, которое открыто для туристов; они поднимаются по двум спиралевидным пандусам вокруг отражателей.

Среди зданий, которые сделаны с уважением к природе, встречаются примеры из СССР. Одно из них — Министерство автодорог Грузии, построенное в Тбилиси в 70-е годы.

Министерство автодорог Грузии. Арх. Георгия Чахава

Его «ножки» — это не только цитата из архитектурного направления метаболизма, которым вдохновлялся архитектор Георгия Чахава, но и способ повысить его экологичность. Опоры занимают меньше почвы, чем фундамент, благодаря чему деревья и кусты свободно растут под блоками здания.

Будущее

Район «Солнечный парк». Арх. Рольф Диш

Отдельных эко-зданий недостаточно, чтобы сохранить природу; появляется все больше концепций городов, которые представляют собой устойчивую экологическую систему и получают большую часть энергии от возобновляемых источников. Некоторые из таких проектов уже воплощены в жизнь — например, район «Солнечный парк» в Германии, где абсолютно все дома оснащены солнечными батареями.

Эко-сити Тяньцзинь. Арх. Surbana Urban Planning Group

Еще большим размахом обладает проект города будущего в Китае: в «зеленом» Тяньцзине всю энергию будут получать из солнца, ветра и воды, при этом каждое здание спроектируют с акцентом на озеленение, чтобы разместить в нем как можно больше растений. Авторы проекта надеются избавить горожан от зависимости от невозобновляемых источников энергии и уменьшить выбросы углекислого газа в атмосферу. Удастся ли это, мы узнаем в 2020 году — к этому сроку планируется завершить строительство.

Источник: https://archspeech.com/article/zelenye-zdaniya-3-sposoba-uberech-prirodu-s-pomoshh-yu-arhitektury

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.